Строительство станций метро на Теремки вышло на финишную прямую несколько лет назад. "Демеевскую", "Голосеевскую" и "Васильковскую" начали строить еще в 2005 году и планировали сдать в 2008-м. Но финансирование прекратилось, и станции метро на Теремки пополнили список киевских недостроев.
Станция "Демеевская"
Станции готовы в среднем на 95%, на их запуск, по словам начальника КП "Киевский метрополитен" Петра Мирошникова, необходимо 800 млн.грн. На прошлой неделе Премьер-министр Николай Азаров пообещал, что на завершение строительства выделят 400 млн.грн. из госбюджета. Однако о том, где взять остальную сумму, история умалчивает. Хотя метростроевцы настроены оптимистично и готовы сдать станции до конца года. Они надеются, что первый транш от правительства поступит сразу после майских праздников.
В дизайне новых станций метро преобладает минимализм. По словам метростроевцев, это не только функционально, но и экономно. "Сейчас сталинского метро уже не будет, ведь каждая копейка на счету. Время роскоши ушло. Хотя зарубежные коллеги до сих пор считают, что у нас не просто станции метро, а дворцы. У них все намного проще", - отметил пресс-секретарь ОАО "Киевметрострой" Валентин Кейбис.
Следующая за "Лыбидской" станция - "Демеевская" - почти готова к запуску. Здесь нет только электронных табло, лавочек, местами отсутствует плитка на стенах. Интересная деталь - колонны на станции не прямоугольные, а круглые, облицованные особым гранитом. "Впервые колонны облицованы гранитом полукруглого сечения, привезенного из Китая, - говорит В.Кейбис. - Таких колонн с круглой облицовкой нигде нет, так как обычно облицовываются плиткой".
Однако, несмотря на кажущуюся готовность станции, здесь еще есть недоделки. "То, что видит пассажир - это только вершина айсберга, остальное все под станцией - тяговые подстанции, системы безопасности, системы вентиляции и масса другого оборудования", - добавил В.Кейбис.
На "Демеевской" все время слышен шум воды, на платформах - небольшие лужи, в воздухе чувствуется сырость, потолок местами покрыт плесенью. Строители объясняют это тем, что вентиляция на станции работает не в полном объеме. По их словам, вода есть на всех станциях киевского метро, но на этих трех ее больше всего из-за непосредственной близости реки Лыбидь.
Несмотря на то, что станции не строятся, деньги на их содержание все равно тратятся, причем немалые. Однако о консервации строительства речь не идет. "Это будет дороже, чем запуск. Тем более из-за сырости металлические конструкции будут ржаветь и выйдут из строя. Это все равно, что вложенные деньги закопать в землю. К тому же, если когда-нибудь решат расконсервировать строительство, на это также понадобятся огромные средства. Вопрос о консервации вообще не должен возникать. Метро должно приносить не только удобство пассажирам, но и деньги в городскую казну", - уверен пресс-секретарь "Киевметростроя".
Метростроевцы утверждают, что "Голосеевская" готова на 95%. Однако из трех недостроенных станций она производит наиболее гнетущее впечатление.
Станция "Голосеевская"
"Там очень долго боролись с Лыбедью, станцию постоянно затапливало. Бывало, по 4-5 экскаваторов задействовали, чтобы выгребать так называемую "мульку" (смесь песка, воды и глины, - ред.), поэтому не могли двигаться дальше", - объясняет В.Кейбис.
Света на "Голосеевской" нет. Метростроевцы объясняют это банальной экономией.
На стройплощадки станций попасть непросто. Поскольку строительство не ведется, на станциях круглосуточно дежурят по несколько охранников. Говорят, что на объекты часто наведываются непрошеные гости - молодые люди, жаждущие приключений, и охотники за кабелем.
Помогают охранникам в нелегком деле защиты недостроенных станций собаки. Их они шутя называют "полноценными штатными сотрудниками".
По словам метростроевцев, на каждой станции, и на новых в том числе, стоят мощные затворы, которые используются для гражданской обороны, в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, на станции метро можно укрыться в случае, например, бомбардировки или стихийного бедствия.
"Васильковскую" строители называют "родной сестрой" "Бориспольской". Визуально они действительно очень похожи. На станции отсутствуют колонны, благодаря чему она кажется почти невесомой.
Станция "Васильковская"
Основные строительные работы на этой станции завершены. Осталось только уложить плитку, установить лифты для людей с ограниченными физическими возможностями и проложить кабель.
По словам пресс-секретаря "Киевметростроя", новыми станциями смогут пользоваться несколько сотен тысяч человек в день. Кроме того, в случае, если будет построена вся линия до Одесской площади, планируется возвести так называемый "центр разгрузки", где все приехавшие в Киев на собственном транспорте смогут оставить авто, а дальше ехать на метро.
http://static.liga.net/IMAGES/metro_290410_2.jpg
В.Кейбис не исключает, что еще две станции в этом направлении будут построены к 2012 году. "В принципе, реально построить еще две станции до Одесской площади до 2012 года, но при условии достаточного финансирования. Хотя сейчас вопрос стоит иначе - поднапрячься и закончить то, что есть", - отметил он.
Александр ПЕРЕВОЗНИК
liga.net